Главная » Статьи » Мои статьи |
Обучение диалогу и монологу в начальных классах. Первоклассники могут достаточно
живо и раскованно рассказывать об увиденном и пережитом. Но в процессе обучения
у многих ребят постепенно ослабевает речевое чутье и затухает желание выступать
в классе с устными рассказами. Кроме проблем адаптации к школьной жизни, это
связано и с тем, что многие учителя начальных классов не ведут систематической
работы по обучению детей диалогической и монологической речи. А в методической
литературе эти вопросы освещаются слабо. В результате разговорная речь начинает
вытесняться с уроков и к пятому классу
часть детей не может построить развернутое выступление монологического
характера. Чтобы этого не произошло, нужно
создавать в классе постоянную речевую атмосферу. В планах по развитию речи
следует предусмотреть упражнения для говорения, как общие для всего класса, так
и для постоянных и сменных пар, в составе которых дети овладевают практическими
навыками диалога. Обычно уроки я начинаю с проведения
речевой зарядки. Задаю вопросы по заранее определенной теме, например «Первое
сентября». Чтобы сохранить детскую непосредственность в диалоге, не требую
полных ответов. -Какой сегодня день? - Первое сентября. - Что это за день? - Праздник знаний. Все
дети-школьники начинают учиться. - А вам хотелось идти в школу? - Да. А для чего ты пришел в школу? - Чтобы научиться читать и писать.
Соседи, сидящие за одной партой,
поворачиваются друг к другу и вполголоса задают вопросы про первое сентября.
Когда вижу, что у какой-либо пары получился содержательный и цельный разговор, прошу
их повторить вслух сказанное. Возможность произнести маленький диалог
предоставляю и другим желающим. Такой речевой зарядке уделяю время на каждом
уроке чтения или письма. На последующих занятиях дети прислушиваются к диалогу, подготовленному заранее учителем с детьми. - Петя, у тебя есть старший брат? - Есть. - А где он сейчас? - Он служит в армии. А ты поздравил его с праздником? - Да, я написал в письме: «Дорогой
Саша, поздравляю тебя с праздником защитников Отечества». После прослушивания дети ведут
разговор, у кого есть брат или сестра. На этот раз с заданием они справляются
быстрее, некоторые пары смогли составить диалог из трех-четырех вопросов и ответов. Среди первоклассников есть немало
читающих детей. Выбираю двух учеников и предлагаю им прочитать диалог,
напечатанный на карточках. Для этого беру темы, близкие и понятные детям. Так,
они с удовольствием ведут разговор про игрушки, родителей, игры, мультфильмы и
т. п. - Галя, у тебя есть кукла? - Да, есть.
- А кто тебе ее подарил? - Папа. А у тебя есть кукла? - Есть. А ты любишь с ней играть? - Люблю. Только времени не хватает.
Стараюсь книжки-малышки читать. А ты любишь с куклой играть? - Конечно. Я даже сплю с ней.
По готовым образцам дети постепенно привыкают к диалогическому общению.
Потом необходимо познакомить их с
формами обращения друг к другу или с незнакомыми людьми: « Разрешите мне…»,
«Простите, вы не можете….», «Скажите, пожалуйста…». Важно выработать у детей
умение вести разговор, глядя друг другу в глаза, с улыбкой, приветливо. Диалог легко постигается в ролевой
игре. Так по теме «Посещение выздоравливающего товарища» выбираются « больной»
и «одноклассник». Дети приходят к мысли, что лучше начать разговор с
приветствия. Далее необходимо спросить о здоровье, а закончить пожеланием
скорого выздоровления. Коллективно составленный диалог можно записать на доске: - Добрый день, Боря! - Здравствуй, Миша? - Как ты себя чувствуешь? - Спасибо, уже лучше. Тебе, наверное, скучно лежать? Я принес тебе
интересную книгу. - Какую? - Грибачева « А это мы!»
-
Про Зайца Коську и Лису Лариску? Я давно хотел ее прочитать, спасибо. - Читай, только не переутомляйся.
Ну, мы пойдем. Выздоравливай скорее. До свидания. При работе в парах в качестве темы
диалога некоторые выбирают просмотренные фильмы, прочитанные книги, общие
увлечения ( разведение рыбок, чтение современных детских журналов, про куклы или машинки). Учительница помогает
в выборе той беседы, так как многие на первых порах затрудняются, в лучшем
случае могут работать по заданной модели. Разговор получается более интересным
на основе пережитых ситуаций ( экскурсия, утренник, поездка, подарок родных). - Катя, у вас в школе была елка? - Была. - Большая? - Да, высокая. На ней было много
красивых игрушек, шаров, хлопушек. - В нашей школе тоже была елка. Я
ходил туда со своей сестрой. - Весело было на елке? - Да. Очень. Дед Мороз подарил мне
машинку, а сестре куклу. Диалогическую речь дети часто
слышат в повседневной жизни, а
монологическую реже. Несформированность монологической речи является серьезным
препятствием в учебном процессе. Вести систематическую работу по обучению детей
монологу целесообразно начинать с коротких повествований. В первом классе она
проводится с опорой на сюжетные картинки.
В качестве домашнего задания предлагаю по ним
подготовить короткие рассказы. («На лугу», Утро»,»Прогулка в рощу», «В
магазине» др.) Содержательными и эмоциональными получаются у них рассказы по
своим рисункам. Тем не менее в них наблюдается сбивчивость изложения, повторы.
Более эффективным приемом является произношение монологов за героев,
изображенных на картинках, воображаемый рассказ об увиденном. К примеру,
предлагается задание: «У вас набор картинок по теме «У малышей». Представьте
себе, что вы побывали в детском саду и рассказываете маме об увиденном». Говорит один из учеников: - Я и Миша пошли к малышам в садик.
Они были во дворе, играли. Катались с горки на санках. Когда мы подошли к ним,
они очень обрадовались и окружили нас. - Вы с ними играли? Расскажите как. - Мы зашли в группу. Стали делать хлопушки. Рисовать. Все
были довольны. Работу детей активизирует использование
технических средств. Так, проецирую на экран картинку « Дождь в лесу», а дети
вспоминают, как они летом ездили в деревню, ходили в лес с соседскими
ребятишками за грибами ( орехами, ягодами), и там их застал дождь. Они
рассказывают о своих переживаниях, когда гремел гром, сверкала молния. Им было
страшно. А потом дождь прошел и появилась радуга. И настроение детей
изменилось. Заново переживая такие ситуации, дети лучше подбирали слова и
выражения, и рассказы получались образными. Для составления связного текста можно
предлагать наводящие вопросы ( план):
1. Приходилось
ли тебе бывать в деревне? 2. Ходил ли ты
в лес за грибами? 3. Любишь ли
ты летний дождь? 4. Бывает ли
тебе страшно в грозу? Почему? Расскажи об этом. Выслушав
рассказы двух-трех учеников, дети охотно вспоминают свои впечатления и
переживания. Чтобы каждый потренировался в говорении, желательно рассадить
детей так, чтобы в каждой паре был свой лидер: он-то обязательно поведет за
собой менее активного одноклассника. Сложнее составить
рассказ-описание. Темой для них могут служить растения, одежда, игрушки и т.п.
Вначале полезно дать детям задание нарисовать отдельные части описываемого
предмета. Пользуясь своим рисунком, они легко описывают внешний вид предмета (
животного. птицы). Например, описывая собаку, дети отмечают, что она черная;
уши висячие, белые; хвост короткий, лохматый; глаза большие, карие и т.п.
Постепенно описание становится более углубленным : дается не только внешний
вид, но и повадки животных. Вот элементы описания медведя первоклассниками: – Расскажите о внешнем виде медведя. Какая у него голова?
(Большая, округлая.) Какие уши? (Круглые.) Какая шерсть? (Бурого цвета.) Какие
лапы? (Сильные, с длинными когтями.) - Как медведь ходит? ( Переваливаясь, с боку на бок) - Умеет ли бегать? (Умеет, несмотря на неуклюжесть с виду. Он
очень быстро бегает и может ловко взбираться на дерево.) - Где живет бурый медведь? ( В лесу.) - Чем питается? ( Он ест сочные травы, молодые ветки и
листья, корни растений, ягоды, орехи, желуди. Медведь очень любит мед, ест и
рыбу, птиц и даже крупных животных.)
- Про кого такая загадка: «Летом гуляет, зимой отдыхает?»
Почему? Где спит медведь? (В берлоге.) На основе
такой беседы можно составить и связный рассказ. Особый интерес
детей вызывают дидактические игры. Учитель, к примеру, сообщает, что они сейчас
будут играть в магазин. Но магазин особый, в нем покупатель будет рассказывать
об одежде, но не называть ее, а продавцы
должны угадать, есть ли в магазине эта вещь. Учитель вывешивает рисунки с
изображением товаров, показывает образец рассказа . «Послушайте, как я себе
куплю что-то. Эта вещь ситцевая, полосатая, с белой кружевной отделкой и
карманчиком с правой стороны. Носят ее летом.» Дети по описанию
предмета легко догадываются, что речь идет о блузке. После двух-трех
подсказок-загадок предлагается рассказать несколько иначе: какая это вещь,
когда ее носят, как нужно за ней ухаживать. Самым сложным
для детей является составление рассуждений. Материал для них может дать любая картинка, лишь стоит
поставить вопрос: почему произошло то или иное действие? Так по картинке «Почему они дружат с елью», дети дали много
самых разнообразных ответов-рассуждений. На картинке изображены ель, дятел,
заяц, мышка, клесты. Маленькой мышке
очень хорошо жить рядом с большой гостеприимной елью. Среди мощных корней она
сделала себе уютное гнездышко, где она будет жить зимой. И за кормом ходить
далеко не надо: остатки семян шишек, которыми питались дятлы и клесты, валяются
около дерева. Вот поэтому мышка так дружна с елью. В качестве
дидактического материала целесообразно использование картин серии « Игрушки»,
«Мы играем», «Домашние животные», «Дикие
животные», « Времена года». Материалом для рассказов-
рассуждений могут служить и речевые логические задачи.
Рассмотрим одну из них.
Что случилось? В лесу, недалеко
от реки, жил заяц. Ночью он бегал по лесу, а днем спал под своим любимым
пеньком на опушке леса. Проснулся как-то
заяц и видит, что кругом вода. И лапы у него мокрые. Забрался он на
пенек, под которым спал, а вода все прибывает. Уж половина пенька в воде. Где
найти сухое место? Откуда взялось столько воды?
- Расскажите. Дети,
что случилось. Учитель и сами
дети оценивают ответы: они должны быть не только правильные, но и полные,
развернутые, с обоснованием. Предложенные
виды работ по развитию монологической и диалогической речи проводятся с опорой
на реальные объекты, воспоминания и являются хорошей подготовительной работой к
написанию сочинений.
| |
Просмотров: 1253 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |