Пятница, 17.05.2024, 05:01
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

Обучение диалогу и монологу в начальных классах.- Журнал "Народная школа", Чебоксары, 1993, №5.

   Обучение диалогу и монологу в начальных классах.

Первоклассники могут достаточно живо и раскованно рассказывать об увиденном и пережитом. Но в процессе обучения у многих ребят постепенно ослабевает речевое чутье и затухает желание выступать в классе с устными рассказами. Кроме проблем адаптации к школьной жизни, это связано и с тем, что многие учителя начальных классов не ведут систематической работы по обучению детей диалогической и монологической речи. А в методической литературе эти вопросы освещаются слабо. В результате разговорная речь начинает вытесняться с уроков  и к пятому классу часть детей не может построить развернутое выступление монологического характера.

Чтобы этого не произошло, нужно создавать в классе постоянную речевую атмосферу. В планах по развитию речи следует предусмотреть упражнения для говорения, как общие для всего класса, так и для постоянных и сменных пар, в составе которых дети овладевают практическими навыками диалога.

Обычно уроки я начинаю с проведения речевой зарядки. Задаю вопросы по заранее определенной теме, например «Первое сентября». Чтобы сохранить детскую непосредственность в диалоге, не требую полных ответов.

-Какой сегодня день?

- Первое сентября.

- Что это за день?

- Праздник знаний. Все дети-школьники начинают учиться.

- А вам хотелось идти в школу?

- Да.

А для чего ты пришел в школу?

- Чтобы научиться читать и писать.

 

 

 

 

 

      Соседи, сидящие за одной партой, поворачиваются друг к другу и вполголоса задают вопросы про первое сентября. Когда вижу, что у какой-либо пары получился содержательный и цельный разговор, прошу их повторить вслух сказанное. Возможность произнести маленький диалог предоставляю и другим желающим. Такой речевой зарядке уделяю время на каждом уроке чтения или письма. На последующих занятиях дети прислушиваются  к диалогу, подготовленному заранее  учителем с детьми.

- Петя, у тебя есть старший брат?

- Есть.

- А где он сейчас?

- Он служит в армии.

А ты поздравил его с праздником?

- Да, я написал в письме: «Дорогой Саша, поздравляю тебя с праздником защитников Отечества».

После прослушивания дети ведут разговор, у кого есть брат или сестра. На этот раз с заданием они справляются быстрее, некоторые пары смогли составить диалог из трех-четырех  вопросов и ответов.

Среди первоклассников есть немало читающих детей. Выбираю двух учеников и предлагаю им прочитать диалог, напечатанный на карточках. Для этого беру темы, близкие и понятные детям. Так, они с удовольствием ведут разговор про игрушки, родителей, игры, мультфильмы и т. п.

- Галя, у тебя есть кукла?

 - Да, есть.

 

 

 

 

 

 

- А кто тебе ее подарил?

- Папа. А у тебя есть кукла?

- Есть. А ты любишь с ней играть?

- Люблю. Только времени не хватает. Стараюсь книжки-малышки читать. А ты любишь с куклой играть?

- Конечно. Я даже сплю с ней.

   По готовым образцам дети постепенно привыкают к диалогическому общению. Потом  необходимо познакомить их с формами обращения друг к другу или с незнакомыми людьми: « Разрешите мне…», «Простите, вы не можете….», «Скажите, пожалуйста…». Важно выработать у детей умение вести разговор, глядя друг другу в глаза, с улыбкой, приветливо.

          Диалог легко постигается в ролевой игре. Так по теме «Посещение выздоравливающего товарища» выбираются « больной» и «одноклассник». Дети приходят к мысли, что лучше начать разговор с приветствия. Далее необходимо спросить о здоровье, а закончить пожеланием скорого выздоровления. Коллективно составленный диалог можно записать на доске:

- Добрый день, Боря!

- Здравствуй, Миша?

- Как ты себя чувствуешь?

- Спасибо, уже лучше.

 Тебе, наверное, скучно лежать? Я принес тебе интересную книгу.

- Какую?

 - Грибачева « А это мы!»

 

 

 

 

-  Про Зайца Коську и Лису Лариску? Я давно хотел ее прочитать, спасибо.

- Читай, только не переутомляйся. Ну, мы пойдем. Выздоравливай скорее.

До свидания.

          При работе в парах в качестве темы диалога некоторые выбирают просмотренные фильмы, прочитанные книги, общие увлечения ( разведение рыбок, чтение современных детских журналов,  про куклы или машинки). Учительница помогает в выборе той беседы, так как многие на первых порах затрудняются, в лучшем случае могут работать по заданной модели. Разговор получается более интересным на основе пережитых ситуаций ( экскурсия, утренник, поездка, подарок родных).

- Катя, у вас в школе была елка?

- Была.

- Большая?

- Да, высокая. На ней было много красивых игрушек, шаров, хлопушек.

- В нашей школе тоже была елка. Я ходил туда со своей сестрой.

- Весело было на елке?

- Да. Очень. Дед Мороз подарил мне машинку, а сестре куклу.

          Диалогическую речь дети часто слышат  в повседневной жизни, а монологическую реже. Несформированность монологической речи является серьезным препятствием в учебном процессе. Вести систематическую работу по обучению детей монологу целесообразно начинать с коротких повествований. В первом классе она проводится с опорой на сюжетные картинки.

 

 

 

 

 

 

 В качестве домашнего задания предлагаю по ним подготовить короткие рассказы. («На лугу», Утро»,»Прогулка в рощу», «В магазине» др.) Содержательными и эмоциональными получаются у них рассказы по своим рисункам. Тем не менее в них наблюдается сбивчивость изложения, повторы. Более эффективным приемом является произношение монологов за героев, изображенных на картинках, воображаемый рассказ об увиденном. К примеру, предлагается задание: «У вас набор картинок по теме «У малышей». Представьте себе, что вы побывали в детском саду и рассказываете маме об увиденном».

         Говорит один из учеников:

- Я и Миша пошли к малышам в садик. Они были во дворе, играли. Катались с горки на санках. Когда мы подошли к ним, они очень обрадовались и окружили нас.

- Вы с ними играли? Расскажите как.

- Мы зашли в  группу. Стали делать хлопушки. Рисовать. Все были довольны.

       Работу детей активизирует использование технических средств. Так, проецирую на экран картинку « Дождь в лесу», а дети вспоминают, как они летом ездили в деревню, ходили в лес с соседскими ребятишками за грибами ( орехами, ягодами), и там их застал дождь. Они рассказывают о своих переживаниях, когда гремел гром, сверкала молния. Им было страшно. А потом дождь прошел и появилась радуга. И настроение детей изменилось. Заново переживая такие ситуации, дети лучше подбирали слова и выражения, и рассказы получались образными.

         Для составления связного текста можно предлагать наводящие вопросы ( план):

 

 

 

 

 

 

1.     Приходилось ли тебе бывать в деревне?

2.     Ходил ли ты в лес за грибами?

3.     Любишь ли ты летний дождь?

4.     Бывает ли тебе страшно в грозу? Почему? Расскажи об этом.

Выслушав рассказы двух-трех учеников, дети охотно вспоминают свои впечатления и переживания. Чтобы каждый потренировался в говорении, желательно рассадить детей так, чтобы в каждой паре был свой лидер: он-то обязательно поведет за собой менее активного одноклассника.

     Сложнее составить рассказ-описание. Темой для них могут служить растения, одежда, игрушки и т.п. Вначале полезно дать детям задание нарисовать отдельные части описываемого предмета. Пользуясь своим рисунком, они легко описывают внешний вид предмета ( животного. птицы). Например, описывая собаку, дети отмечают, что она черная; уши висячие, белые; хвост короткий, лохматый; глаза большие, карие и т.п. Постепенно описание становится более углубленным : дается не только внешний вид, но и повадки животных. Вот элементы описания медведя первоклассниками:

– Расскажите о внешнем виде медведя. Какая у него голова? (Большая, округлая.) Какие уши? (Круглые.) Какая шерсть? (Бурого цвета.) Какие лапы? (Сильные, с длинными когтями.)

- Как медведь ходит? ( Переваливаясь, с  боку на бок)

- Умеет ли бегать? (Умеет, несмотря на неуклюжесть с виду. Он очень быстро бегает и может ловко взбираться на дерево.)

- Где живет бурый медведь? ( В лесу.)

- Чем питается? ( Он ест сочные травы, молодые ветки и листья, корни растений, ягоды, орехи, желуди. Медведь очень любит мед, ест и рыбу, птиц  и даже крупных животных.)

 

 

 

 

 

 

 

- Про кого такая загадка: «Летом гуляет, зимой отдыхает?» Почему? Где спит медведь? (В берлоге.)

           На основе такой беседы можно составить и связный рассказ.

           Особый интерес детей вызывают дидактические игры. Учитель, к примеру, сообщает, что они сейчас будут играть в магазин. Но магазин особый, в нем покупатель будет рассказывать об одежде, но не  называть ее, а продавцы должны угадать, есть ли в магазине эта вещь. Учитель вывешивает рисунки с изображением товаров, показывает образец рассказа . «Послушайте, как я себе куплю что-то. Эта вещь ситцевая, полосатая, с белой кружевной отделкой и карманчиком с правой стороны. Носят ее летом.»

      Дети по описанию предмета легко догадываются, что речь идет о блузке. После двух-трех подсказок-загадок предлагается рассказать несколько иначе: какая это вещь, когда ее носят, как нужно за ней ухаживать.

       Самым сложным для детей является составление рассуждений. Материал  для них может дать любая картинка, лишь стоит поставить вопрос: почему произошло то или иное действие? Так по картинке  «Почему они дружат с елью», дети дали много самых разнообразных ответов-рассуждений. На картинке изображены ель, дятел, заяц, мышка, клесты.

      Маленькой мышке очень хорошо жить рядом с большой гостеприимной елью. Среди мощных корней она сделала себе уютное гнездышко, где она будет жить зимой. И за кормом ходить далеко не надо: остатки семян шишек, которыми питались дятлы и клесты, валяются около дерева. Вот поэтому мышка так дружна с елью.

       В качестве дидактического материала целесообразно использование картин серии « Игрушки», «Мы играем»,  «Домашние животные», «Дикие животные», « Времена года». Материалом для рассказов-

 

 

 

 

 

 

 

рассуждений могут служить и речевые логические задачи. Рассмотрим одну из них.

                           Что случилось?

     В лесу, недалеко от реки, жил заяц. Ночью он бегал по лесу, а днем спал под своим любимым пеньком на опушке леса. Проснулся как-то  заяц и видит, что кругом вода. И лапы у него мокрые. Забрался он на пенек, под которым спал, а вода все прибывает. Уж половина пенька в воде. Где найти сухое место? Откуда взялось столько воды?

 

 - Расскажите. Дети, что случилось.

       Учитель и сами дети оценивают ответы: они должны быть не только правильные, но и полные, развернутые, с обоснованием.

       Предложенные виды работ по развитию монологической и диалогической речи проводятся с опорой на реальные объекты, воспоминания и являются хорошей подготовительной работой к написанию сочинений.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Smeshinka (21.08.2013)
Просмотров: 1253 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: