Пятница, 17.05.2024, 07:41
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

Открытый урок по истории России по теме "Государственной Думе 100 лет", 2006 г.
                                                                            

                                     Тема: Государственной думе 100 лет.

 

Цель:           Уточнить знания о российском парламенте,его истории,  структуре, законотворческих функциях.

           Используя компьютерные технологии воспитывать у     учащихся интерес к своему государству, его истории и к парламенту.  

 

1.Сообщение темы и целей урока.

-             Ребята, сегодня мы проведем необычный урок. - Будем говорить о нашем парламенте, его истории, структуре и законотворческой деятельности.

-              Воспроизведем ранее изученный материал  и углубим имеющиеся знания по этой теме.

-                  Постараемся совместить традиционные виды работы, такие как тестирование, беседа, экскурсы с работой на компьютерах.

 

-         Урок будут проводить два учителя: Кубарева Г.А. и Соколова Т.Д.

-           

-         На уроке присутствуют гости: 1.Директор школы Шамрай С.В. 2.Зам директора : Герасимова З.А. и Васько А.Н…3.Учителя нашей школы.

 

-          

2.В начале урока проведем тестирование. Проверим ваши знания на компьютерах. Работаем по 2 человека. Будут даны вопросы по новейшей истории России, курсорами отметьте один правильный ответ.

 

-         Итак, компьютеры оценили ваши ответы. Кто получил «5», поднимите руки, кто получил «4»

-         Информацию, которую воспроизвели сейчас, нам пригодится в дальнейшей работе на уроке.

 

-         Далее работаем по плану, написанному на доске.

 

                             План .

1.     История парламентаризма в царской России.

2.     История  современного парламентаризма.

 

 Первый вопрос. История парламентаризма в царской России.

 

- Словарное слово «парламент». Что оно обозначает? ( Высший представительный орган власти во многих странах, построенный на выборных началах.) А парламентаризм – это …

 

-  Когда же начал свой отсчет парламентаризм в нашей стране? ( В октябре 1906 года.)

 

-   Подробнее расскажите об этом.

1 ученик. Николай II вынужден был даровать населению представительный орган власти – Государственную Думу – в условиях Первой Российской революции. Наблюдался пик революционного движения – Октябрьская стачка, когда вся страна представляла собой единый лагерь, направленный против самодержавия в первую очередь. И, чтобы сохранить монархию, Николай II под давлением либерального крыла правительства издал 17 октября 1905 г. Манифест, которым даровал населению гражданские свободы и Государственную Думу.

Соответствовал ли российский парламент европейским меркам? ( Нет, хотя внешне он напоминал английский парламент, т.е. состоял из двух палат- Государственной Думы и Государственного совета- но по содержанию он был далек от него.)

 

Учитель. В отличие от многих европейских стран, где парламентские учреждения складывались веками и существовали твердые демократические традиции, в России первое представительное учреждение  парламентского типа появилось только в 1906 году и о демократизме не могло быть и речи.

Николай I единолично управлял государством, у него было правительство , полностью ему подчиненное. Он и Думу видел такой же послушной.

 Государственную Думу разгоняло правительство, но оно просуществовало 12 лет, имея четыре созыва ( первое, второе, третье, четвертое).

 

 

 

Давайте проведем перекличку Гос. Дум  царской России.

 

2  ученица. Когда собралась первая Государственная Дума? ( 27 апреля 1906 года, просуществовала по июль 1906 же года ). Каков был ее состав? (Самой многочисленной фракцией были кадеты – 179 делегатов, внушительную фракцию составили представители трудовой России, или , как они тогда назывались «трудовики». Октябристы – 16 делегатов, социал-демократы – 18.)

        С самого начала своей деятельности Дума продемонстрировала, что она не намерена мириться с произволом и авторитаризмом царской власти. Она приняла адрес ( обращение), в котором потребовала амнистию политических заключенных, реальное осуществление политических свобод, всеобщего равенства и т. д.

         Когда председатель Совета Министров отмел все требования Думы, последняя провела резюме о полном недоверии правительству и потребовала его отставки.

         Вообще, Первая дума приняла 391 запрос о незаконных действиях правительства. В конце концов она была распущена царем, войдя в историю как «Дума народного гнева».

 

3 ученица. Сколько просуществовала II Государственная Дума? ( С февраля по июнь 1907 года). Состоялась всего лишь одна сессия. По составу депутатов она была значительнее первой, хотя по замыслу царской администрации должна была быть более правой).

                     Большинство заседаний было посвящено обсуждению тех или иных законопроектов, которые она, по мнению правительства, не имела права ставить. Правительство, подчиненное только царю, не желало считаться с ней. Дума, рассматривая себя в качестве народной избранницы, не желало подчиняться такому положению вещей. Подобные конфликты привели к роспуску 3 июня 1907 года II Думы.

 

 

 

  4 ученица. Назовите сроки работы III Думы. (С 1 ноября 1907 г. по 9 июня 1912 г.)

III Дума, единственная из четырех, проработала весь положенный по закону о выборах срок. Она была реакционнее  двух предыдущих.

          III Дума с первых дней образования не выходила из кризисов. Острые конфликты возникали по разным поводам: по вопросам реформирования армии, по вопросу об отношении к национальным окраинам, а также из-за личных амбиций депутатского корпуса.

 

5 ученица. IV Государственная Дума, последняя в истории царской России, начала работать в канун первой мировой войны с ноября 1912 по октябрь 1917 года. По составу IV Дума мало чем отличалась от III, разве что в рядах депутатов значительно прибавилось священнослужителей.

          Дума сыграла ведущую роль в учреждении Временного правительства. Большевики требовали ее разгона, но тщетно. В октябре 1917 года Временное правительство постановило распустить Думу в связи с выборами в Учредительное собрание.

 

Учитель. Какие же уроки можно извлечь из истории парламентаризма царской России?

                 Первый. Парламент в России был нежеланным для правящих кругов. Его становление происходило в борьбе с авторитаризмом, самодержавием, самодурством чиновничества и исполнительной власти.

                 Второй. В ходе становления Российского парламента накоплен ценный опыт работы и борьбы с авторитарными тенденциями деятельности властей, который не следует забывать и сегодня.

                 Третий урок. Государственная Дума огромное внимание уделяла сирым и обездоленным, занималась разработкой мер социальной защиты малоимущих.

                  Предметом постоянной заботы Думы было народное просвещение, довольно настойчиво настаивала на выделении средств на строительство больниц, домов призрения, церковных храмов.

 

                  Дальше наступает советский период  в истории нашего государства, когда все три ветви власти сосредоточены в руках одной партии, которая сращивается с государством. Политбюро ЦК КПСС управляет всеми уровнями власти, т.е. в нашей стране оформился тоталитарный режим.

                  Что такое тоталитаризм? ( Это полный контроль государства над всеми сферами жизни общества, фактической ликвидацией конституционных прав и свобод, репрессиями в отношении оппозиции и инакомыслящих.

 

                   Когда же закончился советский период нашего государства? ( В 1991 г., когда лидеры трех стран Российской Федерации, Украины и Белоруссии заявили о прекращении действия Союзного договора 1922 г.)

 

 

Второй вопрос. История современного парламентаризма   ( Начинать дозваниваться в Интернет.)        

                      

                          а) Беседа.

               Учитель.   12 декабря 1993 года в нашей стране была принята Новая Конституция.  Согласно Конституции Россия стала федеративным государством. Тогда же, т.е. 12 декабря 1993 года, был избран парламент Российской Федерации.

 

                Как называется современный российский парламент? ( Федеральное собрание).

 

                 Из каких палат он состоит? ( Из верхней - Совета Федерации и нижней - Государственной Думы.)

 

                 Как формируются эти палаты? ( В Совет Федерации  назначается по два представителя от каждого субъекта федерации. Государственная Дума создается на основе всеобщего голосования).

 

                   Какова численность депутатского корпуса Государственной Думы? ( 450 депутатов, избираются на 4 года.)

 

                   Что представляют собой избирательные системы?

-         Мажоритарная – выборы по избирательным округам, где избираются отдельные депутаты.

-         Пропорциональная – выборы по партийным спискам.

-          

                    Какова главная задача парламента? (разрабатывать и принимать законы)

 

    б) Работа по Конституции Российской Федерации.

1.Анализ структуры современного российского парламента.

2.Изучение механизма разработки и принятия законов.

 

 

 

в) Работа в Интернете .

           Сейчас мы выйдем в Интернет на Официальный сайт Государственной Думы.

 

 Вначале закончим изучать механизм разработки и принятия законов.     Проведем  «Виртуальный тур» в Интернете.

Посмотрели на мониторы, прочтем название « Учебно-познавательный тур « Как рождается закон».

Читаем первый абзац. Ответим на вопросы: Сколько законов приняла

Государственная Дума за десять лет? (почти две тысячи).

          Что такое инициатива? ( Внесение проекта в Государственную Думу).

          Кто имеет право вносить инициативу в Думу на рассмотрение?  (Президент, Совет Федерации , Правительство России, законодательные органы республик, краев, областей и суды Российской Федерации- Конституционный. Верховный и Высший Арбитражный. Всего, если подсчитать, - 723 субъекта права законодательной инициативы.).

 

            Читаем второй абзац. Для чего нужны законы? ( Они составляют основу правовой системы государства  и призваны помочь человеку разумно жить.)

 

             Читаем третий абзац. Почему так долго обсуждается и принимается закон? (Для того, чтобы сделать его более совершенным, справедливым, защищающим интересы широких народных масс.

 

               г) Интерпретация одного из заседаний Думы по принятию бюджета.( Выступление лидеров фракций Жириновского В., Г.Зюганова, Л Слизки.

 

 

 

Третий вопрос. Работа в Интернете.  Виртуальная экскурсия в Государственную Думу.

                    Каждый гражданин может побродить по Государственной Думе, посетить залы, где проходят пленарные заседания, посмотреть интерьеры помещений, где бывают «круглые столы», пресс - конференции, думские слушания. Разработана уникальная экскурсия, аналогов которой нет в мировой практике парламентаризма. Сейчас мы с вами совершим эту экскурсию.

 

                     В честь столетия образован Новый сайт Государственной Думы. Сейчас мы посетим его. Возьмем из него следующую информацию- в первом полугодии будут выпущены следующие монеты: 100 золотых монет номиналом по 10 000 рублей, 10 000 тысяч серебряных монет  по 3 рубля.

 

                       Ребята, как вы считаете, следует ли молодым принимать участие в политической жизни страны ?

                        Примем участие в блиц-опросе, который проводит Новый сайт.

      

 

3.     Итог урока.

             Сегодня вы узнали что-то новое о Госуд. Думе, ее деятельности. Если будет желание, можете подробнее узнать в Интернете или в печати.

              Мы же, учителя, желаем вам в будущем принимать активное участие в политической жизни страны и приложить все усилия, чтобы сделать нашу страну процветающей.

              Оценки. Спасибо.

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Smeshinka (21.08.2013)
Просмотров: 666 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: